Куба: Гавана

Дорога из Варадеро в Гавану

Конечно, я как и большинство людей, желающих сэкономить честно заработанные кровные, накануне перед поездкой, много гуглил по поводу возможностей перемещения по острову на бюджетном транспорте. В итоге я узнал, что есть некие туристические автобусы Viazul курсирующие по острову и предназначенные для зажиточных местных или туристов.

Выезжая из отеля, на рецепшен мы стали расспрашивать, как можно добраться до Гаваны. Конечно нам всячески пытались навязать такси за какие-то 98 куков… в итоге нам все-таки удалось узнать расписание автобусов и адрес автобусной остановки. Записав это нехитрое дело, мы поймали рядом с отелем такси и показали адрес, на что водитель сказал, что ему все понятно и он нас мигом домчит всего за каких-то 5 куков.

Ехать, как оказалось минут 10. Но когда водитель остановился и сказал, что мол он нас доставил по указанному нас адресу, закрались сомнения, так как ничего похожего на автобусную станцию в помине не было, а был какой-то район населенный местными. Как опять же рекомендовали на просторах интернета, не стоит покидать автомобиль, если вы считаете, что вас не привезли именно туда, куда вы просили. Собственно не выходя из машины мы начали объяснять водителю, что он привез нас совсем не туда, куда мы просили, что мы опаздываем на автобус и что он вообще нехороший человек. В итоге, за обещанные дополнительные 3 кука водитель нас понял и мы снова поехали. С…ка он и козёл кароч.

Вообще, такого рода мошенничества, у таксистов встречаются достаточно часто не только на Кубе.

Приехав например, в Краснодарский край или Крым, вас легко могут покатать на дополнительную тысячу — три рублей ссылаясь на то, что “Я услышал, что вы сказали Глухорецкая улица, а не Глухарьевский переулок. Да и вообще зачем вам туда, у меня тут Тётка замечательную комнату сдаёт неподалёку…”. Но на Кубе, еще и дурака включают не на родном языке, так что было немного сложнее, особенно учитывая то, что когда они понимают, что ты более-менее изъясняешься на Испанском, начинают говорить очень быстро и неразборчиво. Все это напоминает сцену общения с цыганами из фильма “Карты деньги два ствола” )))

Тем, кто желает путешествовать по острову на автомобиле, рекомендую погуглить о возможных опасностях такого путешествия и быть готовыми к различным ситуациям, начиная от того, что на перекрестке могут тупо открыть не закрытый багажник и спереть чемодан с вещами, заканчивая тем, что бросятся на капот и будут вымогать деньги, утверждая, что вы сбили пешехода. Я к этому не готовился, так как не собирался путешествовать на автомобиле, но несколько статей на эту тему почитал.

Мы справились и таки добрались до автобусной станции. Конечно, подъехав к точке назначения, оказалось, что мы недопоняли водителя и он думал, что мы ему заплатим еще 5 куков, а не 3 на которые договорились, мы не сдались, дали 8 и забили на ругань, звучащую нам в спины. В итоге, поездка до автостанции стоила нам на 2 кука дешевле официального такси, которое предлагал нам отель. Рекомендую тебе, дорогой путешественник, не экономить и не рисковать понапрасну, пытаясь сэкономить копейку и все-таки пользоваться услугами официального такси в таких случаях… ведь можно просто опоздать.

Мы приехали за 30 минут до отправления автобуса в Гавану, людей на автостанции почти не было, что позволило нам быть одними из первых и без проблем взять билеты. Ближе к отправлению, людей оказалось достаточно много и не все смогли приобрести билеты. Что примечательно, ни одного русского с нами в автобусе не было.

Автобус оказался в очень хорошем состоянии и вполне комфортабельным для долгого путешествия, а стоил всего 10 CUC. По дороге наблюдали трущобы, в которых живут местные жители, острые как бритва скалистые берега, огромное количество соколов, заменяющих всех остальных птиц, к которым мы привыкли на Родине. Все дома вдоль дороги были с решетками, так как видимо воровство активно процветает и это нагоняло тревоги. Очень понравилось, что нет уже привычных нам рекламных билбордов, попадались различные партийные лозунги с изображениями Фиделя и Че. Фоткать это все как-то не очень хотелось, ибо фото на смартфон из окна автобуса получаются не очень, а от большого фотоаппарата я давно уже отказался. В прочем, если погуглить, то можно найти много фотоподтверждений. В дневном свете, все увиденное производило двоякое ощущение, с одной стороны непобедимости духа Кубинского народа и огромного экономического упадка, который бросался в глаза. Конечно, не все так плохо и после того как мы ушли в 90-х с Кубы, туда пришли Канадцы, Британцы и Китайцы… встречались по пути вполне современные предприятия… наверное грусть нагоняло в первую очередь осознание того, что мы больше не так близки с Кубой как когда-то.

Ближе к Гаване начали встречаться пятиэтажки, даже подозреваю, что это Хрущевки, в очень запущенном состоянии и с местным колоритом. Все увиденное стирало приятные впечатления, которые создались в Варадеро.

Въехав в Гавану, хотелось сфотографировать все, но как-то рука не поднималась это сделать… не могу объяснить те чувства, когда ты видишь в нынешней разрухе былую роскошь. Впечатляет!

В Гаване, автобус по ходу движения маршрута останавливался для высадки пассажиров, расспросив у водителя откуда нам лучше добраться до Насиональ, мы вышли и к нам тут же подлетел местный “бомбила” ))) Водитель автобуса, сказал, что пешком нам идти около километра, но по брусчатке с чемоданом как-то было не в кайф. “Бомбила” предложил довезти нас до отеля за 3 кука и мы согласились. Я даже не помню, что за очередное чудо техники нас привезло к отелю, то ли копейка, то ли снова шестёрка, но это было убитое в хлам чудо техники, везшее нас к пятизвездочному отелю.

Уже наученный общением с таксистами, я заранее приготовил смартфон с еще в Питере закаченными картами Кубы, в приложении maps.me и по ходу дела сверял маршрут. Ехали верно )))

Подъехав к отелю и молниеносно разгрузив наши вещи, водитель украдкой посматривал на каких-то местных стоявших у входа и очень нервничал. Так как у меня не было 3-х куков, протянул водителю 5-ку, а он начал отмахиваться и спрашивать, нет ли у меня другой мелочи. Из мелочи у меня был 1 кук, который он с радостью выхватил, сказал “грасиас синьёр” и практически моментально испарился вместе с машиной.

В свою очередь, из отеля подошёл молодой человек, напоминающий Тима Рота из “Четыре комнаты”, за исключением того, что ему было около 50, взял наш чемодан и проводил нас к стойке регистрации.

Hotel Nacional de Cuba: в 1930 это наверное было круто

Забрав чемодан, наш молодой человек отправился с ним в какой-то неприметный уголок, специально для чемоданов, ожидающих гостей, которые регистрировались на рецепшен.

Подойдя к стойке, мы протянули ваучер и документы, при этом я попросил жену объяснить, что нам нужна одна большая кровать, а не две раздельные. Естественно, как оказалось и тут ждали пожилую пару и подготовили номер с двумя раздельными кроватями. В итоге, все в стиле Кубы, оформляли нас порядка 30 минут… я начинал ненавидеть эту страну из-за того, что они настолько тормозные. Благо, отель старинный и было на что посмотреть вокруг, даже не отходя от стойки регистрации.

Наконец-то нам выдали ключи и мы направились в номер на 7-м этаже. Молодой человек с нашим чемоданом отправился к лифту для прислуги, нас же отправили к лифту для гостей. В номере мы оказались на 5 минут быстрее чемодана. Это был крошечный номер, с видом на бассейн, не открывающимися окнами и шторами. Конечно во всех отелях были кондиционеры, но мы с женой их очень не любим и больше предпочитаем открытые окна, да и жары особой не было. Кроме неоткрывающихся окон, было неприятно наблюдать черные волосы на ободке унитаза, с табличкой “Sterilised”.

Из приятного, номер отдавал духом сороковых годов из-за мебели. В это все не очень вписывались телевизор, минибар и кофеварка с бутылкой воды и кофе. Наличие кофеварки было очень неожиданным, я себе пообещал, что утром непременно её опробую. И конечно, наконец-то была большая двуспальная кровать, а не дурацкие 2 сдвинутые односпалки!

Мы быстренько приняли душ, переоделись и отправились встречаться с друзьями, которые ожидали нас в холле отеля.

Гавана: прогулка нумеро уно

Выйдя из отеля, обратил внимание на лимузины, дежурившие возле отеля. Среди современных Мерседесов и Ауди, гордо красовался ЗИЛ-4104 (не могу гарантировать, что модель была именно эта).

Выйдя уже за пределы отеля, на нас буквально налетела толпа бомбил из разномастных старинных и не очень автомобилей. Отбились от них словами, что нам тут и идти-то недалеко. После чего они потеряли к нам интерес… периодически возле нас останавливались местные тук-туки и предлагали прокатить с ветерком, их мы просто игнорировали. По пути встретилось несколько кафе, возле которых зазывалы без труда идентифицировав в нас русских, приглашали словами “Товарищ, Руськи, Дрюг… ром, сигары недорого…” То же самое было, когда мы проходили мимо лавок с сувенирами. Стопроцентной прогулкой наше путешествие назвать было бы неверным, так как мы направлялись к друзьям в их съемную квартиру ожидать их родителей, за которыми отправили такси в аэропорт. Из прогулки толком ничего не запомнилось… да на дорогах старинные машины, да старинные разваливающиеся дома… почему-то не работающая молодежь, а тусующаяся на всех лавочках, попадавшихся по пути. Светофоров на протяжении 30-и минутной прогулки нам не попадалось, или уже забыл, зато попалось несколько регулировщиков, которых исправно слушались как пешеходы, так и водители.

Так как процедура прохождения таможни и получения багажа очень долгая и родители молодоженов “слегка” задерживались, при этом не отвечая на звонки, мы отправились ожидать их в “неприметный” ресторан возле дома, в котором ребята снимали квартиру. Хоть ресторан находился не на самой оживленной улице и был скрыт от глаз прохожих, оказался достаточно дорогим. За двоих мы отдали 45 куков, при этом мы немного перекусили и немного попили алкоголя. В общем мы не очень поняли, почему все было так дорого, разумеется по Кубинским меркам, но все было очень вкусно, с большим выбором блюд и алкоголя в меню.

Часа через 3, наконец приехали родители молодоженов и мы направились в гости, так как время уже подходило к ужину, на который нас и приглашали.

Забавно, но в этом доме лифт открывался сразу в квартиру. Т.е. открывающиеся двери упирались в решетку, за которой находился коридор и в приоткрытые двери комнат можно было видеть жителей и интерьеры. Так как лифта на 25-этажный дом было всего 2, то мы ехали с жителями дома, которые вышли на пару этажей раньше нашего. На сколько мы поняли, это было элитное жилье не для всех.

Войдя в квартиру, мы пожалели, что забронировали Националь, так как эта квартира стоила всего 35 CUC в сутки, и это с тремя спальнями, в каждой из которых были собственные ванные комнаты, большая кухня и огромная гостиная-столовая с панорамным видом на город и большой лоджией, на которой можно было любоваться рассветами и закатами. В квартире также наличествовал WiFi и все прочие блага цивилизации. Сдавал эту квартиру шеф-повар какого-то неплохого ресторана, который собственно и готовил нам ужин. Плотный ужин на 8 человек обошелся 80 CUC. В этой же квартире гостям можно было дополнительно заказать завтрак, обед и т.п. за более чем разумные деньги.

Поужинав с родителями молодоженов, мы отправились обратно в отель, на поиски чего-то необычного и запоминающегося. Поймали очередного бомбилу на старинном автомобиле и за 5 куков долетели до отеля. Если прикинуть, то 1 минута на такси в Гаване, стоит 1 кук )))

Гавана: вечерний Националь

Вечерний Националь, отличался от суетливого дневного. Дамы и Кавалеры, преимущественно преклонного возраста, щеголяли своими нарядами и драгоценностями. Мы с женой, в толстовках, шлёпках и футболках, чувствовали себя распиздяями, попавшими на чужой праздник. Возможно это было непростительно, но так уж получилось, что не любим мы всякую мажорную одежду. Мы были далеко не одиноки среди немногих похожих молодых распиздяйских пар. В своё оправдание скажу, что мне было немного стыдно, но холод не давал шанса пойти переодеться в рубашку и снять толстовку.

Куба. Гавана. Националь.

Заказывая в баре Сигару “Монте Кристо”, Ром для себя и коктейль для жены, бариста смотрел на меня недоверчиво, пока не увидел в моих руках достаточного количество денег, после чего широко разулыбался и выполнил заказ буквально в считанные секунды.

Прогуливаясь по территории отеля, набрели на вывеску с указателем магазина Сигар. И каково же было моё удивление, когда  увидел ценники и сопоставил их с ценами в предыдущем отеле и ранее посещенных похожих магазинах. Цены на все табачные изделия были приблизительно на 30% ниже, чем в остальных местах, в которых я на тот момент побывал. В общем, я не раздумывая затарился кучкой различных табачных изделий… и О ЧУДО, мне пробили чек, официальный, в котором цены соответствовали тем, за которые я реально приобретал товар!

Фишка заключается в том, что практически нигде на Кубе вам не пробивают чеки, таким образом, они могут продать вам либо “левый” товар, либо по завышенной цене и т.п. В общем крутятся как могут. Но в правилах по вывозу, например тех же сигар, написано, что сигары в закрытых не распечатанных коробках можно вывозить исключительно при наличии чека и акцизной марки. Т.е. если вы вскрыли коробку и убрали оттуда одну сигару, то наличие чека не требуется, и никому не важно, что вытащенная сигара лежит у вас в кармане этой же сумки.

По факту, похоже всем пофигу, сколько коробок сигар вы вывозите, открыты они или нет, но страху нагоняют, видимо, чтобы придать большей значимости самой процедуре.

В завершении вечера, прогулялись по небольшому парку на территории отеля и отправились в номер отсыпаться, так как завтра утром у наших друзей была назначена свадьба.

Гавана: Свадьба (пятница тринадцатое)

Это действительно была пятница тринадцатое и это не случайное совпадение, а заранее запланированная дата 13.02.2015.

Когда мы проснулись в районе 7 утра, пасмурная погода грозила уничтожить мечту о красивой “баунти-свадьбе” на берегу океана. Но через час появилось солнце и еще через час стало жарко. Позавтракав в отеле, мы решили доехать до дома ребят на тук-туке. У входа в отель тук-туков мы не обнаружили, не тот уровень. А выйдя за территорию, тут же поймали тук-тукового бомбилу и договорившись за 5 куков, поехали по указанному адресу.

PS: Кофе в номере я действительно попробовал… дабы не извращаться эпитетами — наша капсюльная кофеварка варит вкуснее. Но сам процесс и запах распространяющегося по номеру кофе несомненно доставил удовольствие.

Куба. Гавана. Прогулка.

Мы конечно, немного опаздывали, но все было согласовано с женихом, который предупредил нас о том, что у организаторов что-то пошло не так и вся церемония задерживается минимум на 1 час.

Войдя в квартиру молодоженов, мы поняли, что обстановка накалена до предела… невеста расстроена из-за того, что вместо заказанного еще в Питере оранжевого или синего кабриолета будет обычный чёрный мерседес и не кабриолет… жених расстроен из-за того, что свадебную арку на пляже все еще не собрали и с ней какие-то проблемы, то ли деталь потеряли, то ли что-то в таком духе. В общем, жена отправилась успокаивать подругу-невесту, от которой все старались держаться подальше, а я, достав из рюкзака фляжечку коньяка, примкнул к мужской компании, у которой уже было наготове пару фляжек рома )))

Мы все-таки оказались на пляже, где завершалась сборка свадебной арки. Еще через пол часа все было готово к торжественной церемонии.

Но когда заиграла музыка, а отец повёл дочь к Алтарю, утопая в песке, командовать парадом начал организатор Вася… он начал отдавать команды фотографу и невесте с отцом… “… так… сейчас остановитесь”, “сделайте вид, как-будто вы счастливы”… “снова стоп, смотрите в камеру…” после третьей такой остановки, террады мата со стороны родителей, Вася наконец понял, что ему не хотят втащить только наблюдающие с пляжа зеваки. Он пообещал, что дальше постановочных фото не будет, но при этом продолжал командовать, но уже не так активно. В итоге, к “алтарю” подошла невеста в расстроенных чувствах и злющий отец. В очередной раз, когда Вася попытался покомандовать процессом, за молодых и всю церемонию вступились жених и мамы, после этого стало поспокойнее.

Я не знаю какой вам дать совет, чтобы у вас все получилось идеально, просто то, что я видел, был плохо организованный цирк… причём ребята занимались согласованием всех нюансов свадьбы в течение пары месяцев еще в Питере, постоянно созваниваясь и переписываясь с Васей… обо всем вроде договорились, начиная от цвета ленточек в цветах, заканчивая цветом и маркой автомобиля. Но что-то пошло не так и Вася видимо решил, что и так все прокатит. Как оказалось, Вася был бывшим сотрудником КГБ из УССР, перепрофиллирующимся вдруг резко в свадебного организатора. Учитывая конечно то, что он об этом трепался везде и всем, то возможно он думал, что знание данного факта каким-то образом придаст ему больше авторитета в глазах окружающих. В общем, я его очень не рекомендую… неприятный и хитрожопый он человек.

Ну как минимум совет такой: НЕ ДЕЛАЙТЕ ПРЕДОПЛАТЫ! И имейте ввиду, что даже самая простая церемония стоит ДОФИГА денег! И еще… если планируете свадьбу на пляже, сразу подумайте об обуви и посоветуйте гостям надеть что-то подходящее.

В итоге официальная часть закончилась, все “выдохнули” и мы отправились на фотосессию-прогулку по Гаване.

Было интересно… жаль Капитолий был в лесах и мы до него так и не доехали. Нас с женой больше всего впечатлил Гаванский Университет.

Прикольно было встретить гастролирующую выставку медведей, на которой мы были в Питере летом. Также встретили кортеж Шойгу, который встречался с Раулем в эти дни.

Прогуливаясь среди полуразрушенных домов, фотографировать как-то не хотелось… и вообще не хотелось доставать смартфон, не вписывался он во всё вокруг.

Очень впечатлило огромное количество детей, играющих на площадках.

В России, к сожалению, большая часть детей сидит перед компами или с планшетами на улице, что выглядит еще более абсурдным. А там компьютеры считаются роскошью, интернета почти ни у кого нет, да и телевизоры есть не в каждом доме.

Проходя мимо витрин центральных “показательных” универмагов не трудно было заметить, что на витринах много телевизоров, но все они одной марки и по нашим меркам уже давно устаревших, и максимум двух типов диагоналей, тоже самое с микроволновками и остальной бытовой техникой, которая должна якобы показать, что у людей все есть. Но у меня, как у человека, родившегося и пожившего во времена СССР, на такие вещи глаз намётан. Забавно также было видеть у некоторых “крутых” местных iPhone 3G… учитывая, что мобильного интернета на момент 2015-го года на Кубе не было.

Уже ближе к закату из многих домов было слышно пение… это было непередаваемо круто!

Возвращаясь в отель, было ощущение, что вроде и смотреть в Гаване больше нечего, хотя нам просто не хватало хорошего гида. Приложение maps.me помогло в перемещении по городу, но не было столь эффективным, как опытный гид.

Гавана: Забавный случай

После посиделок в ресторане отмечая свадьбу, мы потеряли дядю Мишу, отца невесты. Долго его ждали, искали, проклинали и т.п… в итоге как оказалось, дядя Миша оказался гением! Он поступил также, как в свое время поступили Испанцы, открывая Америку… но вместо бус он привез с собой чемодан Белорусских игрушек! И каждый раз выходя из дома, брал с собой немного и дарил различным торговцам, те в свою очередь дарили ему свои товары, угощали Ромом или делали скидки на контрабандные сигары и т.п. Именно поэтому он пропал в первый раз и пропадал так периодически. К концу поездки я завидовал его коллекции сигар и способности абсолютно не зная языка общаться и торговаться с людьми. Мы даже начали шутить и развивать тему: А что будет, если дядю Мишу высадить на необитаемом острове с чемоданом игрушек? Пришли в итоге к выводу, что даже если остров будет необитаем, то там обязательно зародится жизнь и начнет торговать с дядей Мишей )))

Сигары, которые выдают местным в качестве пайка, совершенно не то, что можно купить у нас в стране и то, что продается туристам на Кубе. Если вы когда-нибудь пробовали самосад, то это именно та самая отрава.

Дядя Миша меня угостил, так что я знаю, что это такое ))) Табак, конечно, натуральный, но гадость редкостная. Так что когда я писал, что местное население обеспечивают в пайке, в том числе и сигарами, то не думайте, что это сигары премиум-класса.

Все статьи из данного путешествия:

КУБА: ДЕШЕВЫЙ РАЙ?! (1/4)
КУБА: ОТЕЛЬ НУМЕРО УНО, TUXPAN И ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ВАРАДЕРО (2/4)
КУБА: ГАВАНА (3/4) — эта статья.
КУБА: СНОВА ВАРАДЕРО И НА РОДИНУ (4/4)

Оставь комментарий. Будь первым!