Куба: дешевый рай?!

Уже прошло почти 3 года с момента, как мы с женой и друзьями побывали на Кубе.

Хотел написать статью со всеми впечатлениями сразу, но было немного лень и не было времени и соответствующего настроения. И вот наконец-то настал тот самый момент, когда есть и то и другое.

В интернете можно найти огромное количество различных материалов, что мол на Кубе все дешево, что это прекрасный райский уголок и т.п. Не буду писать о том, что все не совсем так, просто опишу как это было у нас. Кроме того, большинство статей носит рекламный характер, а я просто поделюсь своими впечатлениями, и если будут по ходу дела какие-то ссылки, то для того чтобы вы понимали о чем я говорю, а не в качестве рекламы. В общем, статья не заказная и наш бизнес никак не связан с туризмом.

А выводы делать вам самим.

Как все начиналось

Летом 2014 года, наши друзья сообщили нам о том, что зимой они собираются пожениться и сделать они это хотят не где-нибудь, а на Кубе. И они порекомендовали нам начать копить деньги, покупать билеты, бронировать отели и морально готовиться к незабываемому отдыху на легендарном острове свободы.

Билеты

Потихоньку мы начали присматриваться к билетам. Очень уж хотелось добраться прямым рейсом, без пересадок. И категорически не было желания связываться с турфирмами, которые начали рушиться на фоне очередного кризиса.

В итоге, через 2 месяца мы приобрели билеты от компании Аэрофлот из Москвы в Гавану и обратно через 12 дней. Хоть мы и живем в Санкт-Петербурге, более прямых рейсов к сожалению не было. Кроме того мы решили, что если и делать пересадку то лучше делать её в России. Билеты на самолет нам обошлись приблизительно в 1500 евро. Друзья заказывали намного позже с одной пересадкой в Европе туда, и двумя пересадками обратно и обошлось им это в 95 т.р., это приблизительно на 20 т.р. дороже чем получилось у нас, в пересчете по курсу на тот момент.

Чёткого плана не было, по Российским меркам, Куба казалась очень маленькой страной (взгляните сами на карту :)) так что мы решили, что из Гаваны до любой точки острова мы точно доберемся за пару-тройку часов… поэтому мы даже не рассматривали другие варианты прибытия/убытия, кроме Гаваны… и это был первый, не очень продуманный нами шаг.

Еще через месяц мы удостоверились в точной дате свадьбы наших друзей и я принялся подбирать отели.

Тем временем друзья решили, что в Гаване они снимут квартиру заранее, а в остальных уголках острова свободы они с легкостью найдут жильё уже на месте… а это был их не очень продуманный шаг… конечно, с нашей точки зрения.

Бронирование отелей

В общем, зная о том, что свадьба будет происходить в Гаване и нам в любом случае надо будет там переночевать пару ночей, я как глава семьи принял решение, что остановиться в столице, нам непременно надо в самом известном пятизвездочном отеле “Hotel Nacional de Cuba”, в строительстве которого принимал участие сам Аль Капоне. Руководствовался я следующим: вероятность побывать когда-либо еще в Гаване после этой поездки стремится к нулю, ибо мир огромен, а жизнь очень коротка и хочется побывать везде, соответственно единственный раз надо пожить в шикарном и известном месте.

Забронировать номер в Nacional оказалось не так-то просто. Через различные сервисы, а’ля ТрипАдвайзер в 2014-м году не удалось. Все пути вели к официальному сайту отеля (http://hotelnacionaldecuba.com), который не отличался удобством использования даже при условии того, что жена у меня, достаточно неплохо владеет Испанским. Впрочем и в 2017-м сайт в таком же состоянии, но зато теперь они раздают бесплатный WiFi, чего во время нашей поездки не было. В итоге, убедившись, на сколько мне позволяет опыт разработки сайтов, в том, что сайт действительно принадлежит отелю, забронировали номер. Две ночи с завтраками, обошлись нам в 374 CUC, или 336.60 EURO. Оплата этого отеля заставила немного понервничать, ибо деньги с карты списали, а подтверждение и ваучер мы получили дней эдак через 5.

Отель мечты был забронирован и мы приступили к планированию своего времени за рамками свадьбы.

Нагуглив кучу статей по тому, что делать на Кубе и имея перед свадьбой запас в 4 дня мы решили, что нам стоит на это время остановиться в Варадеро. Это туристический городок расположенный на одноименном райском пляже, длиной в 20 км и всего в 140 км от Гаваны.

Поизучав на протяжении недели отели, мы остановились на 2-х, которые как-то вписывались в картину наших представлений соотношения цены и качества: Melia Varadero 5* (https://www.tripadvisor.ru/Hotel_Review-g147275-d268765-Reviews-Melia_Varadero-Varadero_Matanzas_Province_Cuba.html) и Tuxpan 4* (https://www.tripadvisor.ru/Hotel_Review-g147275-d266712-Reviews-Hotel_Tuxpan-Varadero_Matanzas_Province_Cuba.html).

Были и отели значительно дешевле, но опять же, принимая во внимание тот факт, что скорее всего на Кубу мы больше никогда не приедем, хочется провести именно ОТПУСК, а не борьбу за права отдыхающих в дешевых отелях. Отели в основном выбирали по отзывам на ТрипАдвайзере… но найдя понравившийся отель там, я отправлялся на поиски на других ресурсах. Основная цель, была найти именно плохие отзывы о выбранных отелях. Такая тактика опробована уже не в первый раз в итоге даёт свои плоды, пусть и отнимает много времени.

Перед свадьбой друзей, мы решили остановиться в четверке Tuxpan. Четыре ночи с программой “Все Включено”, нам стоили чуть больше чем две ночи в Национале, приблизительно 460 EURO. Мы также заказали трансфер от Аэропорта Гаваны, до отеля, стоимость которого нам озвучили в 90 CUC (~75 EURO, за 140 км, вполне нормально), при этом у нас не попросили никакой предоплаты, а в переписке с отелем заверили в том, что нас непременно встретят и доставят в отель.

Хотя многие источники говорят о том, что на Кубе можно достаточно дешево поесть, мы все-таки решили взять “All Inclusive”, о чем за все время отпуска ни разу не пожалели… разве что о нескольких набранных килограммах к концу поездки. В общем, это был правильный шаг.

После свадьбы мы забронировали пятизвездочный Melia Varadero. 6 ночей в котором нам обошлись в 1200 EURO и как оказалось на месте, мы забронировали его практически даром особенно учитывая, что наш отдых выпадал на 14-е февраля, а день Святого Валентина, там празднуется далеко не так как в России. Всячески пытались склонить к такому же решению друзей, но они отказались, так как хотели попутешествовать по острову, к чему в свою очередь пытались склонить нас.

В середине Октября мы были во всеоружии, готовые принимать остров свободы во всей красе.

Наши расходы до начала поездки, на это время составили около 3700 евро на двоих, но при этом у нас был оплачен перелет и проживание с питанием, т.е. по нашему мнению, можно было ехать практически только с деньгами на сувениры :)

Дорога из Питера в Варадеро

От Санкт-Петербурга до Москвы мы решили отправиться на ночном поезде, так как вылет был запланирован из Шереметьево ближе к обеду, мы могли нормально поспать перед длительным перелетом и при этом не опоздать.

Писать о том, что РЖД сейчас прекрасен и позволяет четко спланировать поездку смысла нет, как и ожидали, добрались в Аэропорт по расписанию с небольшим запасом времени, для того чтобы позавтракать и окончательно проснуться выпив вкусного кофе в Старбаксе.

Так как мы летели не чартером, а регулярным рейсом, никаких задержек не было. Мы переоделись в летнее сразу в аэропорту, упаковали теплые вещи в багаж и сдали его дабы не мешался. Взяв в дьютифри бутылочку Courvoisier я был полностью готов к длительному перелету :)

Далее нас ожидал достаточно скучный 12-и часовой полет в котором больше всего мы боялись турбулентности над океаном. Но к нашему удивлению, самолет отправился через север, сначала к Норвегии, потом Гренландия, Исландия, Канада, США и наконец Куба.

Между попытками поспать и принять в качестве снотворного 50 грамм коньяка, за окном периодически открывались фантастические виды. И было очень приятно наблюдать за тем, как в феврале, при приближении к долгожданному отпуску, увеличивалось количество зелени.

В итоге, попрощавшись с Флоридой на высоте 12 Км, начали снижение над Мексиканским заливом и в аэропорту Гаваны мы приземлились на закате, в районе 18:00 по местному времени.

Когда командир корабля объявил, что за бортом плюс 18 и дождь, местные начали надевать куртки, мы с женой сначала даже немного напряглись, так как были уже налегке, но когда открыли дверь самолета, мы почувствовали теплый тропический воздух, расслабились и поняли, что все сделали правильно.

Аэропорт Гаваны ничем не примечателен, обычный небольшой международный терминал. Мы не торопились занимать очередь для прохождения таможни и как оказалось — правильно сделали.

При прилёте в Гавану, обязательно необходимо заполнить анкету, о которой надо было либо знать, либо догадаться по действиям других пассажиров. Через 10 минут как-то с этим справились, приготовили документы и встали в очередь на таможню.

В итоге, независимо от того, что работали все пропускные пункты (около 10), очередь двигалась ОЧЕНЬ медленно… то ли у них компы тормозные, то ли они вручную проверяли нет ли у них наводок на каждого пассажира, в итоге очередь из 15 человек обрабатывалась порядка 40 минут. Специалисты таможни подробно пытались выяснить не бывал ли я в Африке в местах где бушевала в тот момент Эбола, внимательно рассматривали документы и т.п.… это казалось Адом. Но… впереди, нас ожидала еще и процедура получения багажа, который как стало известно еще не доставили из самолета.

В общем, я уже начинал сильно беспокоиться дождётся ли нас водитель из отеля, так как прошел час с момента прилета, а у нас все еще не было даже намека на получение багажа. В итоге, всего лишь еще один дополнительный час ожидания и мы получили багаж. Было ощущение, что багаж носил один человек, причем казалось, что он ходил от самолета до терминала пешком, перенося не более чем по 1 чемодану за раз.

Наконец мы вышли в зону для встречающих, где нас встретил с табличкой темнокожий парень по имени Нельсон, 70-ти лет отроду, в фирменной куртке отеля Tuxpan. Стало спокойнее :)

Как потом оказалось, очень много обслуживающего персонала в возрасте далеко за 30, то ли молодым не дают “блатные” места, то ли они ленивы и не хотят работать. Кстати, на Кубе ежемесячно, все без исключения получают пайки, в который входит также некоторое количество сигар и Рома, т.е. даже если ты не работаешь, ты точно не умрешь с голоду.

Первым делом мне хотелось выкурить сигарету и попить воды, а местные плюс 18 оказались достаточно жаркими, после родных минус 18 в это же время. С покурить вопрос решился быстро, курят там практически везде, но чёрт меня дёрнул спросить у Нельсона, где и за какую валюту можно купить воды… конечно же у нас не было даже минимального количества местной валюты, но я заметил обменник. Дополнительно поинтересовавшись у Нельсона стоит ли менять валюту тут или можно это сделать в отеле, получил ответ, что тут курс лучше отельного. После чего у меня не было сомнений, в том, что надо встать в очередную очередь… это была еще одна моя ошибка, так как пришлось простоять приблизительно еще 40 минут, чтобы разменять немного евро на немного куков.

И я, и все ресурсы на тему “Рекомендаций по отдыху на Кубе” вам скажут однозначно, брать надо с собой только ЕВРО… на Американские доллары есть дополнительный налог от 10 до 15 процентов, а из более-менее свободных для обмена валют фигурируют Фунты и Канадские доллары. Как обстоят дела на сегодня, уже не подскажу.

После обменника, еще минут 20 мы потратили на поиск работающего «ларька” с водой, купили бутылку воды в дорогу и отправились вслед за Нельсоном к машине.

Подойдя к машине, нас ожидал очередной сюрприз… когда мы заказывали трансфер, мы не указали какую машину хотели бы, как оказалось это можно было сделать, но нас никто не спросил. Я немного остерегался, что это может быть кабриолет с дырявой крышей, а с учетом того, что моросил дождь, поездка могла быть не из приятных. Но так как мы все-таки прилетели на остров с самым большим количество ретро-автомобилей на квадратный километр, я был готов к некоторым неудобствам в каком-нибудь Кадиллаке, дабы вкусить все прелести местного колорита.

НО! ЛАДА ШЕСТЕРКА стала действительно неожиданностью, нежели аутентичный кабриолет. Как сказал Нельсон, он ожидал встретить старую супружескую пару из России и автомобиль должен был стать приятным сюрпризом. Снаружи машина выглядела прилично, но внутри она была не в самом лучшем состоянии… нет, поймите правильно, все чисто и не было прожженных сигаретами сидений, просто пружины в креслах всю дорогу врезались в пятую точку, ну и техническое состояние остальных частей автомобиля было не в самом лучшем состоянии. Но похоже кроме меня это никого нисколько не напрягало.

Куба - такси
Куба — такси

Если вам доведётся заказывать трансфер на Кубе и при этом ехать надо далеко, очень рекомендую указать, что машина должна быть комфортной, а еще лучше поинтересоваться какой автопарк есть в наличии и выбрать наверняка… да и то не факт, что приедет именно то, что вы заказывали )))

После всего этого, мы выехали из аэропорта Гаваны в районе 9 вечера… а если Вы забыли, то прилетели мы в 6 вечера, т.е. на таможенное оформление, получение багажа и обмен валюты ушло 3 ЧАСА!. Когда я планировал поездку, я представлял, что в 9 вечера я уже буду сидеть у океана и попивать Ром, под местные напевы.

Дорога до Варадеро оказалась, не самой приятной не только из-за старого и достаточно запущенного представителя автопрома с китайскими аналогами запчастей, а еще из-за того, что дорога была не в самом лучшем состоянии, ну и освещения почти никакого на трассе не было… если прибавить к этому дождь и несущиеся навстречу фуры, слепящие дальним светом, то удовольствие было не из приятных. Дорога напомнила отдаленные районы матушки России в богом забытом местах, по которой гоняют дальнобойщики, а это была местная федеральная трасса. Добрались мы до отеля в первом часу ночи по местному времени.

Персонал отеля оказался не самым приветливым и расторопным. Ну и действительно, чего это мы приперлись ночью к ним заселяться.

Нас заселили в номер на первом этаже с двумя раздельными кроватями, которые я тут же сдвинул, неработающим сейфом и скрипящей балконной дверью… и это блин четырех-звездочный отель… как-то по первым ощущениям отпуск не обещал ничего хорошего.

Посмотрев на все это и вспомнив, что хочется есть, мы отправились на рецепшен за информацией о том, где бы раздобыть еды и Куба-Либры. Администратор указал направление к бару у бассейна, где играла музыка и развлекались подпитываемые горячительным компании. Единственное, что можно было заказать из еды, это горячие бутерброды. Также поинтересовался, что в отеле с интернетом, на что получил ответ, что WiFi у них нет, но есть компьютеры на которых можно проверить почту и т.п.

Взглянув на смартфон и увидев отметку “Е”, я понял, что это будет самый лучший отдых в котором нет места интернету!

Немного подкрепившись едой и выпив пяток коктейлей, мы отправились отсыпаться и пытаться избавиться от джетлага. В Санкт-Петербурге, в это время как раз наступало раннее утро.

Все статьи из данного путешествия:

КУБА: ДЕШЕВЫЙ РАЙ?! (1/4) — эта статья.
КУБА: ОТЕЛЬ НУМЕРО УНО, TUXPAN И ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ВАРАДЕРО (2/4)
КУБА: ГАВАНА (3/4)
КУБА: СНОВА ВАРАДЕРО И НА РОДИНУ (4/4)

Оставь комментарий. Будь первым!